15 000 за обучение в автошколе: реальность или обман?
После проведения реформы автошкол многие школы оказались в заложниках новой системы. Ведь в результате изменений, которые были внесены в законодательство в 2013-2017 годах, требования к обучению заметно ужесточились.

Это привело к росту себестоимости занятий. Одновременно в стране наступили не лучшие времена: в 2 раза вырос курс валюты, упали реальные доходы населения.

В такой ситуации автошколы не имеют возможности сильно увеличивать стоимость обучения. До инструкторов по вождению и преподавателей доходит меньше денег, что не может не сказаться на качестве их работы. Страдают все: и инструкторы, и школы и самое главное ученики.
Как формируется цены в автошколах?
Человек, решивший получить водительское удостоверение, в первую очередь обращает внимание на 2 фактора: стоимость обучения в автошколе и ее расположение (насколько удобно добираться из дома, с работы или учебы).

Таким образом, все автошколы работают в условиях жесткой конкуренции. Те из них, которые действительно стремятся оказывать качественные услуги, находятся в заведомо невыгодном положении: они не могут предложить низкие цены, и ученики к ним не идут.

Требования законодательства к автошколам довольно жесткие: так, только вождения нужно дать не менее 56 астрономических часов, у автошколы должны быть оборудованные классы, автодром и укомплектованный штат преподавателей. При этом большую часть полученной суммы автошкола отдает автоинструктору.

С каждым годом цены автошколах становится все меньше. Конкуренция вынуждает все больше школ спускаться до минимальной планки по городу. В разных городах эта цифра - менее 20 000 руб., что ниже рентабельности автошколы.

Неудивительно, что школы пытаются всячески повысить свои доходы (или снизить расходы).
Как автошкола экономит на учениках?
Допустим, будущий водитель видит рекламу автошколы, в которой заявлено обучение строго по стандартам: 56 часов вождения, 28 занятий и так далее. При этом стоимость указана не самая низкая, ведь дешево хорошо не бывает. С виду информация вызывает доверие, но если начать вникать в тонкости, картина немного меняется. Так, из 56 часов вождения 1-2 могут оказаться занятиями на тренажерах, а еще пара—забронированными на экзамены (внутренний и в ГИБДД). Часы могут считаться не как астрономические, а как академические, то есть их получится существенно меньше. Но все перечисленные хитрости все же можно считать компромиссами, и школу, в которой нет других минусов, можно считать заслуживающей доверия. Если при заключении договора не выявляется никаких дополнительных обязательных платежей , то такую школу можно считать качественной. При нынешней ситуации обучение в ней можно считать лучшим вариантом.

Бывают случаи, когда автошкола предлагает выбрать из двух вариантов обучения: полный или сокращенный курс. Разумеется, стоимость их различается. Формально наличие сокращенного варианта—это нарушение законодательства, но тут хорошо то, что клиент изначально понимает, за что он платит.
Скрытые платежи в договоре
1. В договоре могут быть прописаны дополнительные и скрытые платежи. Обычно их назначение—это оплата топлива, выдача учебных материалов, оформления документов и тому подобное. Как правило, их наличие в разговоре не афишируется и нередко обнаруживается, что называется, в последний момент, когда договор уже заключен и обучение оплачено.

2. Бывают платежи, от которых можно отказаться, так как формально они не являются обязательными. Однако обычно они подаются таким образом, что их платит большинство учеников. К примеру, оплата пересдачи внутреннего экзамена, цена которой может доходить до 3000 рублей. Сумма оправдывается тем, что пересдающему придется пройти 2 дополнительных занятия и оплатить «подачу машины».

Поэтому непрозрачно составленный договор—это всегда риск, и клиенту следует быть максимально осторожным. Однако откровенным мошенничеством это назвать все же нельзя, нужно просто быть готовым к дополнительным затратам.

Самые популярные способы "заработать" на учениках
Доплаты за пересдачи
Без внутреннего экзамена в автошколе обучающихся не допускают к экзамену в ГИБДД, так что этот этап становится основным инструментом вымогательства. Например, автошкола обязует ученика пройти от 3 до 7 занятий по вождению перед пересдачей. Или требует оплатить каждую пересдачу и намеренно заваливает ученика, пока он не дойдет до необходимого минимума в 7000-8000 руб.

Сокращение часов вождения

Часто в рекламе сообщается, что час вождения стоит—250-300 рублей, при этом обещают 28 занятий по 2 часа. Такое соотношение сразу должно настораживать, ведь понятно, что работа инструктора столько стоить не может. Даже в такси он за час заработает больше. К тому же в большинстве автошкол инструкторы – это частные предприниматели, которые самостоятельно несут расходы на бензин, ремонт и оборудование автомобиля.

На практике инструктор заявляет, что на осмотр и подготовку машины, объяснение задания и разбора ошибок требуется не менее 45-60 минут. И из 2-х часового занятия останется всего 1 час реального вождения. И если ученик не хочет тратить на это время, то и заниматься он будет вдвое меньше, но оплачивать должен оба часа.

Реальная стоимость часа вождения на которую нужно ориентироваться - НЕ МЕНЕЕ 500 руб.

Еще один вариант обмана – занятие в стоящем автомобиле. Вместо того, чтобы практиковаться, вы будете сидеть в автомобиле и слушать лекции от инструктора.

Еще один прием "оптимизации расходов" – занятие на автодроме группами. За 1 час инструктор успевает откатать 4-5 учеников, т.е. выходит по 15 минут на ученика.

Количество часов езды по городу может уменьшаться за счет автотренажеров. Однако, многие автоинструкторы утверждают, что после автотренажеров приходится переучивать ученика. Поэтому ценность их стремится к 0.

Иногда клиентов убеждают, что часть часов относится на обучение вождению с прицепом, и им это не нужно (на самом деле эти часы действительно есть в программе и по желанию клиента заменяются на другие занятия).

Как результат, реального вождения набирается иногда даже меньше 20 часов, несмотря на то, что изначальные обещания вроде бы выполнены. Более того, расписание может быть составлено так, что и эти часы ученик не успевает отъездить до дня внутреннего экзамена. Конечно, пропускать его не хочется, ведь следующая сдача будет только через месяц-два. В такой ситуации большинство людей подписывают документ о том, что часы вождения они получили в полном объеме и претензий ни к кому не имеют.

"Помощь" в сдаче экзамена в ГИБДД

За пересдачу в ГИБДД платить тоже приходится. И это нормально, так как выезд автомобиля школы на экзамен уже не входит в программу обучения (Свидетельство об обучении к этому моменту вы уже получили). Однако представители некоторых автошкол могут начать намекать, что сдать экзамен практически невозможно, но есть вариант решения вопроса. Понятно, что речь уже идет не о скромных 1500-2000 рублей, а о гораздо более серьезных суммах.

Конечно, сразу все перечисленные хитрости редко встречаются в одной школе, но знать о них нужно.
Какую стоимость обучения можно считать честной?
Начнем с того, что несмотря на стандарт в 56 часов занятий по вождению, большинству учеников достаточно 20-25 занятий, чтобы подготовиться к экзамену.

Стать шумахером за этот срок не получится (но для этого и 56 часов не хватит). Но многих это устраивает.

Поэтому приведем расчеты для 2-х вариантов: полного курса и укороченного:

Укороченный курс (до 25 занятий) в крупных городах должен стоить от 19000 до 25000 рублей. В него может входить до 25 занятий по вождению, полный курс теоретических занятий, организация внутреннего экзамена и предоставление авто на экзамен в ГИБДД.

Минимальная стоимость полного курса не может быть меньше 35000 рублей.

Если вы хотите пересчитать сами, то берите в расчет: час работы автоинструктора стоит не менее 500 руб., час работы преподавателя в школе - не менее 150 руб. +расходы на помещение, администраторов, рекламу, подготовку документов и сопровождение в ГИБДД.

ПРИМ.: цены даны для обучения на категорию "B". Для других категория цены будут отличаться в большую или меньшую сторону.
Что делать, если ты уже учишься в подобной автошколе?
сДействия при столкновении с мошенничеством в автошколе будут зависеть от того, насколько оно системное. Ведь одно дело—позиция руководства автошколы, другое—инициатива отдельных сотрудников. Чтобы понять, какой вариант имеет место быть в конкретном случае, необходимо пообщаться со своими одногруппниками. Если, к примеру, с сокращением времени занятий сталкивались все или большинство, то это, конечно система. Если это коснулось только вас—инициатива инструктора. К сожалению, от недобросовестных сотрудников не застраховано ни одно учреждение. Но во втором случае проблема решается легко: нужно просто попросить руководство поменять инструктора. При этом даже не обязательно детально описывать проблему: можно просто сослаться на неудобный график или банальное «не сошлись характерами».

А вот когда мошенничество является системным, бороться с ним гораздо сложнее. Для начала следует изучить все документы, которые есть на руках. Возможно, в договоре прописано наличие учебного плана, графика занятий и так далее. Тогда нужно потребовать выдать их на руки. Вообще все гарантии, которые дает автошкола, нужно брать в письменном виде и по возможности заверять печатью. Кроме того, ни в коем случае нельзя подписывать документы без тщательного изучения, в спешке. Так, известен случай, когда инструктор просил ученика расписаться за проведенные занятия во время учебной езды, в момент стояния на светофоре. Конечно, уже подписанные документы отозвать не получится, но какой-то выход найти все же можно.

Если вы уже подписали договор и внесли оплату, а потом поняли, что ошиблись с выбором школы, то придется разделить свои цели на важные или менее важные. В целом следует исходить из того, что главным результатом обучения должно стать получение свидетельства об обучении. Скорее всего, адекватной подготовки вам не дадут, а получить назад деньги бывает крайне сложно. Поэтому нужно стараться отъездить максимум часов, но иметь в виду что, скорее всего, придется брать и индивидуальные занятия. Но они обойдутся дешевле, чем оплата обучения в другой автошколе.
Вообще менять автошколу—плохая идея. Как уже было сказано, возврата денег добиться практически невозможно, а скидку на повторное обучение вряд ли сделают.

Некоторые прибегают к такой хитрости: расписываются в документе, который свидетельствует, что уроки вождения пройдены в полном объеме, только в обмен на гарантированную сдачу внутреннего экзамена. Если это не удается и есть ощущение, что на внутреннем экзамене нарочно заваливают, можно пригрозить жалобой руководству. Как правило, писать их необязательно, на сотрудников неплохо действует и само обещание. Но, конечно, обозначать свое намерение нужно как можно более убедительным тоном.
Выводы:
В качестве итога, хотелось бы дать вам один совет. Не гонитесь за дешевизной, помните - обучение в автошколе напрямую влияет на то, как вы будете чувствовать себя за рулем.
Отнеситесь к выбору школы, как к выбору ВУЗа для себя или своего ребенка. Прикиньте сколько стоит ваша безопасность и время. И уже после этого принимайте решение.
Мы озвучиваем честные цены и отрабатываем каждый рубль
Записывайся на занятия в "Умную Автошколу". Мы докажем тебе, что честные автошколы все-таки существуют
Запишись в автошколу
и получи первый урок бесплатно!
Готовьтесь к экзамену по теории через мобильное приложение SmartPDD

Скачивайте тренажер ПДД на свой телефон и занимайтесь где угодно и когда угодно. Доступно бесплатно!

Мы регулярно рассылаем дайджест лучших статей на почту!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Made on
Tilda